Сучность, воспитанная книгами
24.08.2011 в 07:45
Пишет hound:Картографическая выставка.
до 14 ноября.
"Искусства ради и науки. Эволюция художественных стилей в картографическом искусстве: от рококо до соцреализма.
Государственный Исторический музей
![](http://family-values.ru/sites/default/files/karty1.jpg)
Помимо своего прямого предназначения карты – это еще и произведения искусства, которые любят и коллекционируют. Эстетика карты проявляется в её композиции, выборе шрифта, чистоте исполнения, в сюжетных изображениях и декоративных картушах. Само слово карта (как и картуш) имеет тот же корень, что и слово картина; оба они происходят от использовавшегося в начале XVIII в. слова хартина, которое, в свою очередь, восходит к слову хартия, от греческого χάρτης, то есть бумага.
Эволюция эстетической составляющей в картографии соответствует смене художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве.
Задача выставки - показать изменение внешнего вида карт с течением времени, и, привлекая дополнительный материал – наградные и памятные медали, серебряные изделия, фарфор –рассказать, как картографические сюжеты постепенно входили в круг декоративного антуража.
Три наиболее старые из представленных на выставке карт были изданы в Голландии, первая из них - в 1562–72 гг. Отсутствие географической информации заменялось гравировкой сюжетных изображений, имеющих сходство со средневековой миниатюрой. Вторая, Карта полярных районов Виллема Баренца, вышла в 1598 г, с элементами стиля барокко, архитектурными орнаментами, миниатюрами в виде чудовищных рыб. Третья карта, изданная в 1626 г., представляет голландскую картографию времени её расцвета со сценами грехопадения и Страшного суда. Представлены карты XVIII века, украшенные триумфальными колесницами Посейдона и Амфитриты, зарисовками одежд сибирских народов, сценами торговли русских купцов с индейцами и китайцами, различными аллегориями с четкими чертами рококо и классицизма. Карты, составленные в эпоху Николая I, более просты, их оформление напоминает о принятом тогда в декоративном искусстве стиле бидермайер. В стиле модерн выдержаны рисунки на картах конца XIX- начала XX века, затем он сменяется конструктивизмом. После революции 1917 г. все предшествующие художественные стили были отвергнуты как буржуазные, и началась работа над созданием нового, пролетарского стиля в искусстве. Пропагандистская направленность социалистического реализма ярко проявляется в таком шедевре советской картографии, как И.В. Сталин на фронтах Гражданской войны 1939 г., где в качестве врезок даны художественные картины крупнейших советских официальных художников.
В отдельную витрину помещены православные иконы, содержащие элементы картографических изображений, и изданное в 2003 г. факсимильное воспроизведение Чертежной книги Сибири, составленной в 1701 году.
Выставка географических карт XVI-XX веков
URL записидо 14 ноября.
"Искусства ради и науки. Эволюция художественных стилей в картографическом искусстве: от рококо до соцреализма.
Государственный Исторический музей
![](http://family-values.ru/sites/default/files/karty1.jpg)
Помимо своего прямого предназначения карты – это еще и произведения искусства, которые любят и коллекционируют. Эстетика карты проявляется в её композиции, выборе шрифта, чистоте исполнения, в сюжетных изображениях и декоративных картушах. Само слово карта (как и картуш) имеет тот же корень, что и слово картина; оба они происходят от использовавшегося в начале XVIII в. слова хартина, которое, в свою очередь, восходит к слову хартия, от греческого χάρτης, то есть бумага.
Эволюция эстетической составляющей в картографии соответствует смене художественных стилей в декоративно-прикладном искусстве.
Задача выставки - показать изменение внешнего вида карт с течением времени, и, привлекая дополнительный материал – наградные и памятные медали, серебряные изделия, фарфор –рассказать, как картографические сюжеты постепенно входили в круг декоративного антуража.
Три наиболее старые из представленных на выставке карт были изданы в Голландии, первая из них - в 1562–72 гг. Отсутствие географической информации заменялось гравировкой сюжетных изображений, имеющих сходство со средневековой миниатюрой. Вторая, Карта полярных районов Виллема Баренца, вышла в 1598 г, с элементами стиля барокко, архитектурными орнаментами, миниатюрами в виде чудовищных рыб. Третья карта, изданная в 1626 г., представляет голландскую картографию времени её расцвета со сценами грехопадения и Страшного суда. Представлены карты XVIII века, украшенные триумфальными колесницами Посейдона и Амфитриты, зарисовками одежд сибирских народов, сценами торговли русских купцов с индейцами и китайцами, различными аллегориями с четкими чертами рококо и классицизма. Карты, составленные в эпоху Николая I, более просты, их оформление напоминает о принятом тогда в декоративном искусстве стиле бидермайер. В стиле модерн выдержаны рисунки на картах конца XIX- начала XX века, затем он сменяется конструктивизмом. После революции 1917 г. все предшествующие художественные стили были отвергнуты как буржуазные, и началась работа над созданием нового, пролетарского стиля в искусстве. Пропагандистская направленность социалистического реализма ярко проявляется в таком шедевре советской картографии, как И.В. Сталин на фронтах Гражданской войны 1939 г., где в качестве врезок даны художественные картины крупнейших советских официальных художников.
В отдельную витрину помещены православные иконы, содержащие элементы картографических изображений, и изданное в 2003 г. факсимильное воспроизведение Чертежной книги Сибири, составленной в 1701 году.
Выставка географических карт XVI-XX веков
+1