Сучность, воспитанная книгами
Из фэйсбука Димы Сидорова. Я так красиво сказать не умею.
"Посетила тут одна мысль, после прочтения очередной дискуссии о "тряпичности" Робера Эпине. А ведь если при анализе этого персонажа учесть принцип историзма, то претензии к его решениям станут просто несостоятельными.
Уровень развития Золотых земель примерно соответствует раннему Новому времени. То есть феодализм уже в глубочайшем кризисе, но до конца своих позиций не сдал, наоборот - готовится к последнему бою перед окончательным закатом. А уж в области психологии и вовсе сидит крепко. Конечно, реальность регулярно демонстрирует, что времена изменились, но принять это сложно - веками ведь жили, и нормально было! А некоторые сознательно пытаются законсервировать уходящую эпоху.
Самый яркий пример такого стремления к консервации - семейство Эпине. Точнее, его глава - герцог Анри-Гийом. Он ведь на полном серьёзе мнит себя рыцарем и самовластным герцогом, за это, в общем, и сражается. И сына с внуками воспитывает соответственно. И вот Робер. Внук Анри-Гийома. Воспитанный абсолютно в средневековом духе. Конечно, служба в армии, которая к тому моменту уже перестала быть войском, малость средневековую шелуху пообтрепала, но снять не смогла. Этот молодой человек оказывается в окружении принца Альдо Ракана. Более того, становится этому принцу обязанным. Как наследник герцогского титула может воспринять, при таких исходных, наследника трона? Только как сюзерена. Вспомним, что даже мысленно Робер называет Альдо "сюзерен", и никак иначе.
И вот вбитые с детства в голову средневековые установки накладываются на усугубленную личной порядочностью благодарность. И всё. Дальше такой человек в ту эпоху в тех обстоятельствах может вести себя только строго определенным образом. Если угодно, его поведение детерменировано в рамках исторического материализма.
И в моральных категориях той эпохи Робер ведёт себя не просто идеально - его поведение соответствует идеалу эпохи предыдущей, и уже перстроившимся современникам кажется граничащим со святостью. А перемена в поведении происходит вследствие того, что отношения вассал/сюзерен предусматривают взаимные обязательства, и Альдо свои нарушил.
Если смотреть на фигуру Робера с этой точки зрения, то ни о каком "сплаве по течению", и уж тем более о тряпичности и нерешительности речи идти не может. Наоборот, имеет место потрясающая решительность, стойкость и цельность натуры."
"Уровень развития Кэртианы примерно соответствует раннему Новому времени в земной истории. Институт оруженосцев для этой эпохи - уже анахронизм. Тем не менее, он существует. Обучение и воспитание оруженосца происходит так, как это было принято в средние века - находись рядом с господином, смотри, что он делает, и мотай на ус. Для наступившей уже эпохи этого недостаточно. Если эр находится в действующей армии - там проще, оруженосец превращается в дополнительного ординарца, с перспективой роста в чинах. В столице найти ему применение сложнее, поэтому Рокэ делает, наверное, единственно возможный выбор - отправляет Дика в библиотеку. Чего-то другого от человека той эпохи ожидать бессмысленно."
"Посетила тут одна мысль, после прочтения очередной дискуссии о "тряпичности" Робера Эпине. А ведь если при анализе этого персонажа учесть принцип историзма, то претензии к его решениям станут просто несостоятельными.
Уровень развития Золотых земель примерно соответствует раннему Новому времени. То есть феодализм уже в глубочайшем кризисе, но до конца своих позиций не сдал, наоборот - готовится к последнему бою перед окончательным закатом. А уж в области психологии и вовсе сидит крепко. Конечно, реальность регулярно демонстрирует, что времена изменились, но принять это сложно - веками ведь жили, и нормально было! А некоторые сознательно пытаются законсервировать уходящую эпоху.
Самый яркий пример такого стремления к консервации - семейство Эпине. Точнее, его глава - герцог Анри-Гийом. Он ведь на полном серьёзе мнит себя рыцарем и самовластным герцогом, за это, в общем, и сражается. И сына с внуками воспитывает соответственно. И вот Робер. Внук Анри-Гийома. Воспитанный абсолютно в средневековом духе. Конечно, служба в армии, которая к тому моменту уже перестала быть войском, малость средневековую шелуху пообтрепала, но снять не смогла. Этот молодой человек оказывается в окружении принца Альдо Ракана. Более того, становится этому принцу обязанным. Как наследник герцогского титула может воспринять, при таких исходных, наследника трона? Только как сюзерена. Вспомним, что даже мысленно Робер называет Альдо "сюзерен", и никак иначе.
И вот вбитые с детства в голову средневековые установки накладываются на усугубленную личной порядочностью благодарность. И всё. Дальше такой человек в ту эпоху в тех обстоятельствах может вести себя только строго определенным образом. Если угодно, его поведение детерменировано в рамках исторического материализма.
И в моральных категориях той эпохи Робер ведёт себя не просто идеально - его поведение соответствует идеалу эпохи предыдущей, и уже перстроившимся современникам кажется граничащим со святостью. А перемена в поведении происходит вследствие того, что отношения вассал/сюзерен предусматривают взаимные обязательства, и Альдо свои нарушил.
Если смотреть на фигуру Робера с этой точки зрения, то ни о каком "сплаве по течению", и уж тем более о тряпичности и нерешительности речи идти не может. Наоборот, имеет место потрясающая решительность, стойкость и цельность натуры."
"Уровень развития Кэртианы примерно соответствует раннему Новому времени в земной истории. Институт оруженосцев для этой эпохи - уже анахронизм. Тем не менее, он существует. Обучение и воспитание оруженосца происходит так, как это было принято в средние века - находись рядом с господином, смотри, что он делает, и мотай на ус. Для наступившей уже эпохи этого недостаточно. Если эр находится в действующей армии - там проще, оруженосец превращается в дополнительного ординарца, с перспективой роста в чинах. В столице найти ему применение сложнее, поэтому Рокэ делает, наверное, единственно возможный выбор - отправляет Дика в библиотеку. Чего-то другого от человека той эпохи ожидать бессмысленно."
Я согласна с написанным.
Впрочем, как только Эпинэ стал под Алвой ходить, всё начало вставать на свои места.